Венеция-2014: Человек-птица, экс-проститутка и гроб Чарли Чаплина
27 августа 2014 года на открытии 71-го Венецианского кинофестиваля / Venice International Film Festival показали новый фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту с Майклом Китоном в главной роли - «Бёрдмен». Помимо общей блистательности исполнения, фильм еще и задал важную тему первой половины Мостры: пересечение театра (или кино) и жизни, реальности и иллюзии.
29 September 2014
кадр из фильма "Бёрдмен" 

Действие «Бёрдмена» разворачивается на театральных подмостках, но больше – за кулисами театра на Бродвее. Немолодой киноактер, когда-то прославившийся в роли супергероя, пытается избавиться от прилипшего к нему образа и ставит на Бродвее пьесу с собой же в главной роли. 
Фильм Иньярриту выглядит настоящим совершенством. Тут неспроста Майкл Китон (для зрителя он прежде всего – Брюс Уэйн-Бэтмен в версии Тима Бертона) и играющая его своенравную дочь и по совместительству ассистентку Эмма Стоун (она же – девушка Человека-паука в «Новом Человеке-Пауке»), а Эдвард Нортон исполнил одну из своих лучших ролей. Тут оскаровский лауреат Эммануэль Любецки снимает сцену, зал, сам Бродвей (вид с крыши театра или из грязного переулка с мусорными баками) так изящно и неожиданно, что не оторваться. 
Тут великолепный сценарий, последовательно показывающий все закулисье актерской профессии (включая отношения с критикой). Профессии, служитель которой с одной стороны может так крепко срастись со своим персонажем, что начнет двигать предметы силой взгляда. С другой – должен отчаянно разоблачаться. У Иньярриту разоблачение буквально: за главным героем, вышедшим покурить на улицу, захлопывается дверь, причем, прищемив его халат. На свой спектакль он вынужден проникать в исподнем и через парадное, где уже собрались гости. 
«Бёрдмен» - о лечебной силе театра и о самой его структуре, о реальности и иллюзии, которые сплелись друг с другом так непросто и прочно, как и персонаж фильма со своим образом. («Бёрдмен» в российском прокате – с 22 января 2015 года, дистрибьютор – ФОКС). 

кадр из фильма "Без любви виноватый" 

Театральной жизни посвящен и показанный вне конкурса «Без любви виноватый» Питера Богдановича – эксцентричная комедия о проститутке, получившей в подарок от клиента-режиссера 30 тыс. долларов и решившей воплотить в жизнь мечту о театральной карьере, переполошив сравнительно благополучный мирок своего щедрого покровителя. 
Сценарий исполнен в полном соответствии со всеми законами нереальности. Бывшая девочка по вызову, а ныне актриса (Имоджен Путс) и ухаживающий за ней сценарист, ее любовник-режиссер (Оуэн Уилсон) и его жена, влюбленный в проститутку пожилой клиент и нанятый им детектив (оказавшийся папой сценариста), знаменитый актер (Рис Иванс) и сопровождающая его девушка из эскорт-услуг, знакомая с проституткой, наконец, психоаналитик (Дженнифер Энистон), работающая почти на всех вышеуказанных персонажей, а по совместительству – подружка сценариста, ухитряются однажды вечером встретиться в одном и том же итальянском ресторане Нью-Йорка. И это еще до появления героини Люси Панч, заходящей в кадр на пять минут и делающей эту и без того замечательную комедию еще краше. 
В чем больше жизни и правды – в реальности или в иллюзии? Богданович любовно, пусть и не глубоко, а скорее просто забавно, говорит именно об иллюзии: к примеру, в начале «Без любви виноватого» иронически переосмысливается сцена доверительной беседы в постели проститутки и богатого клиента из «Красотки», а в финале в камео появляется знаменитый режиссер, главный из ныне работающих в индустрии киноманьяк (кто – угадать несложно). 

кадр из фильма "Унижение" 

Почти водевилем оказалась и адаптация «Унижения» Филипа Рота с Аль Пачино в роли старого актера в депрессии, решившего покончить с собой, но изменившего планы после встречи с дочерью своих друзей. Этот фильм Барри Левинсона («Человек дождя», «Плутовство») показали в Венеции вне конкурса. 
Фабула «Унижения» Рота была довольно банальной: отрезок жизни человека между двумя попытками самоубийства. Большим этот роман делал блистательный слог главного современного американского писателя (правда, уже заявившего о завершении писательской карьеры). Рот мог схватиться за известный штамп (к примеру, за историю о педофиле, совращающем маленькую падчерицу, и матери семейства, случайно узнающей об этом) и написать об этом так, что штампом это больше не выглядело. В фильме Барри Левинсона образ матери, атакующей героя просьбами убить ее негодяя-мужа, обставлен комически (в этой роли блеснула Нина Арианда). И это превращение серьезного литературного произведения в фарс – скорее неудача. Хотя Аль Пачино в любом случае на высоте. 
Между прочим, в «Унижении» – тоже фильме об актерстве и если не его сути, то его последствиях для души, повторяется история с закрывшейся дверью из «Бёрдмена». Полуодетый растрепанный герой вынужден проходить в театр через общий вход, только тут еще и смотритель его не узнает и пытается не пропустить («Унижение» в российском прокате – с 29 января 2015 года, прокатчик – A-One-Films). 

Еще один конкурсный фильм, «Цена славы» Ксавье Бовуа – тоже в каком-то смысле о пересечении реальности и иллюзии, жизни и на этот раз не театра, а кино. 
Алжирский мигрант и только что освободившийся из тюрьмы бельгийский интеллектуал, два старых друга (Рошди Зем и Бенуа Пульворд), ищут способ собрать денег на операцию жене мигранта. И решают украсть из могилы гроб с телом Чарли Чаплина, остроумно рассудив, что кражу мертвеца формально киднепингом считать трудно. Выкуп от семьи покойного должен покрыть расходы на операцию. 
Временами веселая, но чаще грустная комедия, «Цена славы» - о маленьком человеке, которого всегда играл Чаплин, разыгранная под его музыку и с его внучкой Долорес в роли мисс Чаплин. «Цена славы» просто не могла не закончиться хорошо по всем фронтам. Кроме того, герой Пульворда нашел себя в амплуа клоуна (каковым был и сам Чаплин). 
Бенуа Пульворд появляется в главной роли в еще одной конкурсной картине, что породило на Лидо слух, будто его активно двигают в сторону приза за лучшую мужскую роль. Речь о «Трех сердцах» Бенуа Жако, где Пульворд играет вместе с Катрин ДеневШарлоттой Генсбур и Кьярой Мастроянни («Три сердца» в российском прокате – с 25 декабря 2014 года, прокатчик - «Русский репортаж»). 

кадр из фильма "Взгляд тишины" 

Единственный документальный участник конкурса Венеции – «Взгляд тишины» Джошуа Оппенхаймера. Оппенхаймер ворвался в кино в 2012 году с «Актом убийства», историей о геноциде в Индонезии, рассказанной самими убийцами. Убийцы оказались киноманами и свои преступления обставляли по образцу голливудского жанрового кино. Фильм выиграл документальную «Панораму» Берлинского фестиваля, собрал еще множество призов и добрался до оскаровской номинации. 
«Взгляд тишины» - вторая часть этого большого проекта, та же история, только теперь рассказанная не убийцами, а выжившими жертвами или семьями пострадавших. Герои смотрят «Акт убийства» по видео и рассказывают свою версию тех событий, описывают свою жизнь после всего, что произошло в Индонезии в 60-е. Оппенхаймер продолжает смело объединять тему кинематографа и реальности массовых убийств. 
И все же первый фильм кажется более мощным, «Акт убийства» шокировал гораздо сильнее. Но при этом у «Взгляда тишины» пока один из самых высоких рейтингов международной прессы. Также интересно, что продажа фильма итальянскому дистрибьютору стала одной из первых подтвержденных сделок из числа фильмов основной конкурсной программы Венеции. 

кадр из фильма "Реальность" 

А вот один из участников конкурса «Горизонты» так и называется «Реальность». Это одновременно и имя юной героини фильма о переплетении реальности и кино. Живущая на уединенной ферме девочка видит, как папа разделывает только что убитого на охоте кабана, и из кабаньего брюха вдруг выпадает видеокассета, но кассету кроме нее никто не замечает и никто ей не верит. Затем выясняется, что девочка – героиня фильма ужасов, который снимает один режиссер. Режиссеру надо придумать и воспроизвести идеальный крик для своего фильма, как того требует продюсер. Жизнь же девочки в его фильме идет своим чередом, ее приключения с таинственной кассетой продолжаются. А затем в этой истории (где фигурируют также любящий рядиться в женское директор школы, актер в костюме крысы, подозревающий у себя экзему мозга, и другие интересные личности) две реальности совершенно сюрреалистическим образом перемешаются. 
Создатель «Реальности» Квентин Дюпьё – также электронный музыкант, известный под псевдонимом Mr Oizo. Он не новичок в кинематографе, его предыдущие проекты показывали в Каннах и на «Санденсе». Критика всегда была к нему неравнодушна. О его нынешнем фильме очень много говорят в кулуарах фестиваля, и очевидно, что Дюпьё – это автор со своим интересным киноязыком. Пожалуй, даже ограниченный прокат «Реальности» в России сомнителен. Но это то кино, которое точно украсило бы любой фестиваль.



Автор: Марина Латышева / Венеция




назад в раздел НОВОСТИ